Шкура/мех животного в любой традиционной культуре имеет как минимум два значения: а) атрибут нечеловеческого (зооморфного), потустороннего мира, б) символ богатства, изобилия и плодородия. Семантическая основа шкуры/меха зиждется на архаичном отожествлении человека со священным животным, воплощаемого в амулетах, наделяемых магией оберега.
Выбор шкуры того или иного животного для изготовления ремесленных изделий (включая одежду) обусловливался не только свойствами материала, но и корпусом мировоззренческих представлений. Первенство в этой иерархии принадлежит волку – символу-тотему тюркских народов, не менее ценны были и шкуры выдры (по-казахски құндыз, от құнды – «дорогой», «драгоценный»). Также могут быть бобер, нутрия и норка.
Выдра у евразийских народов связана с символикой воды и Нижнего мира, дух реки и помощник шамана. Популярной была и лиса (түлкі) ее мех использовался в одежде. Из лисы шили шапку-ушанку – малақай. Он считался священным головным убором, который не подлежит обмену, его нельзя крутить, перешагивать, кидать и т.д.
Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайги и тигров, меха соболя, енота, куницы, горностая. Шуба, сшитая из шкур животных, особенно из меха лисицы, волка и выдры была показателем статуса хозяина, его состоятельности. Преподнесение в дар шубы при сватовстве считалось знаком особого уважения родителям невесты со стороны семьи жениха. Существовали и определенные табу в ношении меховых изделий. К примеру, молодому джигиту до 25 лет запрещалось носить шубы из волчьей шкуры. Считалось, что это приводило к упадку сил или болезни.
Особый статус шкуры/меха подчеркивает и традиция, еще бытующая у казахов – обычай вывешивания шкур животных (волка, лисицы) на самом видном месте жилища, на стене (обычно поверх ковров).